Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы
Критерии и показатели |
Диагностические средства |
1. Развитость физических и психических качеств учащихся.
|
тестирование уровня проявления основных физических качеств;
анкета «Отношение к здоровому образу жизни»; статистический медицинский анализ состояния здоровья детей. тест для выявления подростков, нуждающихся в антиалкогольной помощи; открытая анкета для родителей «Ваши дети и алкоголь»; тест «Склонность к наркотической зависимости»; тест «Склонность к курению».
|
2. Сформированность интеллектуального потенциала личности | исследование памяти, объёма и концентрации внимания;
статистический анализ текущей и итоговой успеваемости; анкетирование учащихся. |
3. Нравственная воспитанность учащихся | анкета самооценки;
педагогическое наблюдение; сформированность профессиональных интересов; уровень воспитанности; тест «Дом-Дерево-Человек» – как познать себя и научиться ладить с людьми; тест наблюдения, анализа и оценки родителями воспитанности детей в семье; методика Рене Жиля «Особенности характера вашего ребёнка и его поведения в семье, школе»; методика «Магазин» по изучению уровня нравственного развития личности и коллектива. |
4. Развитость творческой активности ребёнка | педагогическое наблюдение;
портфолио; анкета «Творческий ли вы человек»; опросник Айзенка; тест «Диагностика общих способностей, ценностных ориентаций личности».
|
5. Удовлетворённость учащихся и педагогов жизнедеятельностью в школе | анкета «Психологический климат в коллективе»;
методика Андреева А.А. «Удовлетворённость школьной жизнью» анкета по оценке внеклассной воспитательной деятельности; анализ результатов и эффективности учебно-воспитательного процесса, сопоставление результатов функционирования воспитательной системы в течение ряда лет. анкета «Оценка отношений подростка с классом»; методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (модифицированный вариант методики О.В. Лишина).
|
Тест на наличие ситуаций насилия в семье.
1. В какой семье ты живешь: А) с двумя родителями, Б) с одним родителем, В) с опекуном. 2. Бывают ли конфликты между родителями и как это проявляется: А) ссорятся, Б) дерутся, В) не разговаривают друг с другом, Г) уходят из дома. 3. Употребляют ли алкоголь: А) нет, Б) часто, В) редко, Г) по праздникам, Д) каждый день. 4. Используют ли родители по отношению к тебе телесное наказание: А) да, Б) нет. Если да, как это выражается: Сильно избивали. Запирали одного дома на целый день. Оставляли надолго без еды. Не разрешали выходить на улицу. Сексуальные домогательства Другое (укажи) _____________________________________________ 5. Если у тебя случилось несчастье, к кому ты обратишься: А) к родителям, Б) друзьям, В) учителям, Г) к родственникам, Д) в милицию. 6. Как ты чувствуешь себя в своей семье А) Хорошо, Б) спокойно, В) радостно, Г) лишним, Д) недовольным, Е) встревоженным, Ж) плохо. 7. Что еще из нижеперечисленного можно назвать жестоким обращением с ребенком или подростком (выбери не более 3 ответов)? Держать в страхе -Повышать голос -Не уважать мнения ребенка -Контролировать во всем: отдавать приказы, принимать решения за подростка -Не доверять -Унижать -Сексуальные домогательства -Другое (укажи) ________________________________________ |
Тест на наличие ситуаций насилия в школе.
1. Как ты чувствуешь себя в лицее: А) плохо, Б) хорошо, В) удовлетворительно, Г) отлично. 2. Использует ли учитель по отношению к тебе оскорбительные слова: А) да, Б) нет. 3. Бывали ли случаи рукоприкладства к тебе: А) да, Б) нет. Если да, то со стороны: – учителей, – администрации школы, – техперсонала, – учащихся школы. 4. Имелись ли случаи вымогательства у тебя денег и кем: А) одноклассником, Б) старшеклассником, В) посторонними лицами, Г) не было. 5. Существует ли проблема насилия в лицее? Да нет 2. 6. Становились ли вы жертвой насилия в нашем лицее и какого рода? А) физического Б) психологического В) сексуального Г) экономического Д) свой вариант 3. 7. Кто совершал над тобой насилие в школе (выбери все подходящие ответы)? –Старшеклассники. Одноклассники. Учитель. Другие лица (укажи) ____________________________________ 8. Какую помощь ты получил (выбери все подходящие ответы)? Психологическую Медицинскую Юридическую Сочувствие окружающих людей 7. 9. Какие варианты решения проблемы насилия в лицее вы предлагаете: А) обсуждение на классных часах проблемы насилия Б) ужесточение дисциплины в школе В) улучшение контроля и надзора за поведением учащихся Г) свой вариант
|
Анкета для родителей по проблеме насилия среди учащихся.
Согласны ли Вы, что проблема насилия в школе существует:
С какими видами насилия сталкивался ваш ребёнок?
Обсуждаются ли проблемы насилия в вашей семье?
В чём вы видите основные причины проявления различных видов насилия среди учащихся?
Какие варианты решений проблемы по преодолению насилия в школе вы предлагаете:
А) обсуждение в классе проблем насилия
Б) ужесточение дисциплины в школе
В) улучшение контроля и надзора
Г) свой вариант
Приложение
Дорогой друг!
С помощью этой анкеты мы хотели бы выяснить следующее, как часто тебе приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей, учителей и сверстников.
Анкета анонимна – указывать свою фамилию не обязательно!!!
Отвечая на каждый вопрос анкеты:
Спасибо за помощь в работе!
1. Отметь свой пол: м ж Сколько тебе лет? __________
2. Сколько человек в твоей семье? __________
Отметь всех, кто живет с тобой:
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Отчим
Мачеха
Тетя
Дядя
Братья
Сестры
3. Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает:
Мама ________________
Папа ________________
– рабочие
– служащие
– безработные
– имеет свое дело
– инвалид
4. Есть ли у тебя родные братья и сестры?
Да Нет
Если да, то сколько их? _______________
5. Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье:
-Спокойные и дружные
-Иногда бывают ссоры
-Напряженные, но без видимых конфликтов
-Постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
Другое________________
6. Приходилось ли тебе убегать из дома?
Да Нет
Если да, постарайся назвать причину _________________
7. Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители
-моральные
-физические
8. Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)
-Очень часто (каждый день)
-Часто
-От случая к случаю
-Только иногда (не чаще 1 раза в год)
-Никогда
9. Выбери, какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе
-Объясняют тебе как надо поступать
-Хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь
-Запрещают тебе делать то, что тебе нравится
-Устраивают порку
-Обещают награду за хорошие поступки
-Ругают, кричат, обзывают
10. Напиши, за что тебя чаще всего наказывают
_____________________________________
Отметь, кто чаще тебя наказывает
– мама
– папа
_______
11. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо
-Всегда справедливо
-Чаще справедливо
-Чаще несправедливо
-Всегда несправедливо
12. Отметь, как часто употребляют спиртные напитки у тебя дома
-Каждый день
-Несколько раз в неделю
-Один-два раза в месяц
-Только по праздникам
-Никогда
13. Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
– очень часто
– часто
– только иногда
– никогда
14. Считаешь ли ты это:
-Насилием
-Воспитательными мерами
15. Как обычно реагируют педагоги школы, если в их присутствии ученики оскорбляют друг друга?
не замечают происходящего
требуют прекратить
как-то иначе______________________________________________________________________
16. Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания
-Очень часто
-Часто
-Только иногда
-Никогда
17. Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников
-Очень часто
-Часто
-Только иногда
-Никогда
18. Считаешь ли ты это:
-Насилием
-Обычной “школьной жизнью”
19. Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
Да Нет
Если да, то где это происходило?
-В чужом микрорайоне
-Во дворе
-В школе
Кому ты рассказал об этом?
-Родителям
-Друзьям
-Никому
20. Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают
-Обида
-Гнев
-Желание исчезнуть
-Тоска
-Безразличие
-Страх
-Ненависть
-Желание ответить тем же
21. Как ты считаешь, есть ли ученики, явно нуждающиеся в помощи и защите?
да, и их много
да, и их мало
нет
22. Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений
_______________________________________________________________________